КОНТРОЛЬ СКОРОСТИ.
Превышение допустимой скорости движения - одно из самых распространенных нарушений ПДД и в силу этого конфликты именно вокруг скорости с сотрудниками ГАИ являются наиболее часто встречающимися. Как, к сожалению, и обвинения в превышении скорости в адрес водителей, которые являются либо безосновательными, либо не подтверждены доказательствами, собранными надлежащим образом. И наиболее часто именно в таких ситуациях водители, не знающие своих прав, страдают от таких обвинений. Как же избежать этого?
Важно знать, каким образом устанавливаются ограничения скорости, чем регулируются зоны таких ограничений.
Согласно п. 12.4 ПДД в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью до 60 км/ч. Правда, касается это только тех населенных пунктов, которые обозначены знаками 5.45 и 5.46 ("белыми"), и в которых, соответственно, действуют правила движения в населенных пунктах.
Однако достаточно часто знаки устанавливаются на очень большом расстоянии от места, где фактически начинается населенный пункт. Чем руководствуются в таких случаях, неважно (возможно, границей населенного пункта по административно-территориальному делению и т. п.), но, разумеется, для сотрудников ГАИ места, где знак установлен на значительном расстоянии от застроенной территории и зона его действия захватывает значительную часть "пустой" дороги, являются излюбленными для организации "засад".
Водителю нужно помнить в таких случаях следующее.
Во-первых, согласно п. 1.10 ПДД населенным пунктом является не любая территория, обозначенная соответствующими знаками, а только застроенная.
Во-вторых, согласно раздела 5 приложения 1 к ПДД знаки 5.45 и 5.46 устанавливаются на фактической границе прилегающей к дороге застройки населенного пункта.
Таким образом, во-первых, если такими знаками даже обозначена территория, не являющаяся застроенной, то согласно ПДД населенным пунктом она все равно не является. Во-вторых, если знак установлен не на границе прилегающей к дороге застройки, а вынесен за нее, то, следовательно, сам знак установлен с нарушением существующих норм и его расположение не соответствует ПДД, что и нужно разъяснить инспектору, а в случае составления протокола - отразить в своих объяснениях.
Во многих случаях скорость ограничивается (в пределах населенного пункта или на загородной дороге) с помощью знака 3.29. Однако в этих случаях нужно четко ориентироваться в зоне действия указанного знака.
Согласно раздела 3 приложения 1 к ПДД этот знак, как и многие другие запрещающие знаки, действует от места установки до ближайшего перекрестка за ним, а в населенном пункте, где нет перекрестков, - до конца населенного пункта. При этом действие знака не прерывается в местах выезда из дворов или прилегающих территорий, а также прилегания полевых, лесных и других дорог без покрытия, перед которыми не установлены знаки приоритета. Т. е. перекресток в данном случае - это или перекресток с другой дорогой с покрытием, или же с грунтовой, но обозначенный знаками приоритета.
Менее известно другое.
Достаточно часто можно встретить знаки 3.29, снабженные табличками, удлиняющими зону действия этого знака (как правило, 7.2.1). Причем зона, указанная на этой табличке, часто составляет несколько километров, а знак ограничивает на трассе скорость 50 км/ч... Как быть водителю в такой ситуации?
Для того, чтобы выяснить это, обратимся к разделу 3 приложения 1 к ПДД. И там обнаружим весьма интересные вещи.
Прежде всего, данная табличка со знаком 3.29 вообще не применяется. В случае необходимости устанавливается другой знак, обозначающий конец зоны соответствующего ограничения либо всех ограничений, или же другой знак 3.29, устанавливающий новое ограничение скорости (которое может быть как выше, так и ниже предыдущего).
Но самое главное не в этом. Указанный раздел предусматривает уменьшение зоны действия запрещающих знаков по сравнению с установленной, но не предусматривает вообще возможности ее увеличения! Отсюда следует, что увеличение зоны действия знака 3.29 с помощью табличек противоречит ПДД в принципе. Такие "охотничьи места", следовательно, можно проезжать согласно ПДД: установленное знаком ограничение соблюдать до окончания населенного пункта или ближайшего перекрестка, а дальше следовать в обычном ритме. В случае возникновения претензий со стороны сотрудников ГАИ указывать им на несоответствующую ПДД установку знаков, а в случае составления протоколов - отражать это несоответствие в своих объяснениях.
Относительно знаков ограничения скорости следует сказать еще об одном.
В настоящее время КоАП предусматривает административную ответственность только за превышение скорости более чем на 20 км/ч. Однако сотрудники ГАИ во многих случаях стараются составить протокол и за меньшее превышение, если ограничение скорости не является "общим", а установлено все тем же знаком 3.29. Мотивируют они это тем, что имеет место "нарушение требований дорожных знаков".
Такие действия сотрудников ГАИ нельзя считать правомерными по следующим причинам.
Во-первых, существует такое юридическое понятие - конкуренция общей и частной нормы. В случае, если какая-то ситуация формально охватывается как общей нормой, так и той, которая регулирует именно и только данную ситуацию, то действует именно последняя (частная норма). В данном случае регулирование знаков является общей нормой, тогда как регулирование ответственности за конкретное нарушение - превышение скорости движения - частной нормой. По этой причине правоприменительные органы должны руководствоваться именно нормой, регулирующей ответственность за превышение скорости (а такая ответственность существует только за превышение более чем на 20 км/ч).
Во-вторых, следует помнить, что норма, которая предусматривала ответственность за превышение скорости менее чем на 20 км/ч, ранее существовала в ч. 2 ст. 122 КоАП, той же, которая предусматривает и ответственность за нарушение требований дорожных знаков. Следовательно, законодатель считал, что превышение скорости и нарушение требований дорожных знаков - это все-таки разные составы правонарушений. И после того, как состав такого правонарушения, как превышение скорости менее чем на 20 км/ч, был из КоАП исключен, следует руководствоваться как раз тем, что такие действия состава административного правонарушения не содержат.
Эти моменты нужно, опять же, изложить сотруднику ГАИ, а в случае, если протокол составляется, - изложить в своих объяснениях.
Следует помнить и еще об одном. Для доказанности превышения скорости необходимо, чтобы показания измерительного прибора были идентифицированы как относящиеся именно к данному транспортному средству. Применяемые ГАИ на сегодняшний день приборы в большинстве своем такой возможности, по сути, не дают, поскольку ни типа, ни марки, ни номерных знаков транспортного средства, чья скорость измерена, не фиксируют вообще.
Во-первых, если автомобиль движется в потоке, то прибор мог измерить не его скорость, а скорость транспортного средства, движущегося в соседнем ряду с большей скоростью.
Во-вторых, если даже между транспортными средствами на дороге существует некая дистанция, это все равно не делает показания такого прибора более доказательными. Даже если сотрудник ГАИ, проводящий измерения с помощью такого прибора, показывает время, которое прошло с момента измерения, это тоже доказательством не является. Предположим, на приборе это время соответствует 40 секундам (пока транспортное средство остановилось, водитель вышел и подошел к прибору...). Где доказательства того, что именно данное транспортное средство попало в зону измерения 40, а не, скажем, 35 секунд назад, а 40 секунд назад не была измерена скорость другого автомобиля? И не нужно думать, что эти 5 секунд - незначительная разница. Предположим, что измеренная скорость составляла 80 км/ч. Это соответствует 22 м/с, а 5 секунд в такой ситуации соответствует дистанции между транспортными средствами более 100 м. Определить же "на глаз" время от измерения до демонстрации водителю показаний с такой точностью невозможно. Таким образом, нет и не может быть никаких доказательств того, что не измерена скорость другого транспортного средства, двигавшегося на значительной дистанции от данного.
Вот на отсутствие доказательств того факта, что измеренная скорость принадлежит именно данному транспортному средству, и нужно обратить внимание инспектора, а в случае составления протокола - отразить в своих объяснениях.
Кроме того, сам прибор, используемый для контроля скорости, должен соответствовать определенным требованиям.
Требования к измерениям и средствам измерительной техники определяются Законом Украины "О метрологии и метрологической деятельности". Согласно ст. 1 этого Закона измерение - это отображение физических величин с помощью эксперимента и вычислений с применением специальных технических средств, т. е. измерение скорости движения транспортных средств под это определение вполне подпадает. Согласно ст. 4 Закона в числе прочих задач метрологической системы - защита граждан от недостоверных результатов измерений и обеспечение общего единства измерений в государстве, что является в данном случае весьма важным...
Согласно ст. 15 Закона "О метрологии..." работы, проводимые по поручению органов прокуратуры и правосудия, являются объектом государственного метрологического контроля и надзора. Иначе говоря, для использования результатов измерений в качестве доказательств в суде необходимо, чтобы эти измерения соответствовали требованиям такого контроля.
Средства измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический контроль, согласно ст. 9 Закона "О метрологии..." разрешается применять только при условии, что они допущены к применению на территории Украины (прошли государственную метрологическую аттестацию) как тип измерительных средств, а также что данный экземпляр такого средства прошел в установленные сроки поверку. Эти обстоятельства должны подтверждаться документами на это средство измерительной техники. Такие документы, по сути, являются доказательством соответствующей точности измерений, проведенных с помощью данного измерительного средства.
На практике очень часто таких документов на измерительную аппаратуру у сотрудников ГАИ нет вообще или поверка не пройдена в установленный срок, или отсутствуют документальные подтверждения допуска данного средства измерительной техники на территории Украины (последнее, в частности, относится к системам измерения и фиксации скорости, смонтированных в патрульных автомобилях, которые фиксируют транспортное средство, скорость которого измеряется). При таких условиях о надлежащих доказательствах нарушения не может быть и речи.
Поэтому в случае проведения таких измерений необходимо проверить документы на средство измерительной техники, которым осуществлялось измерение скорости движения, и соблюдение нормативных требований к таким измерениям.
Далее. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона "О метрологии..." результаты измерений могут быть использованы при условии, что известны погрешности в измерениях. Так что инспектору, который проводит такие измерения, всегда полезно задать вопрос по поводу таких погрешностей. Если он не может на данный вопрос ответить - использование результатов измерений вообще, а в качестве доказательств в суде - тем более невозможно.
Более того, эти размеры погрешностей бывает полезно выяснять самостоятельно для того, чтобы строить свою защиту уже в суде. Например, зафиксирована скорость 81 км/ч в зоне ограничения 60 км/ч (а часто фиксируется именно такая скорость, даже если реально автомобиль двигался быстрее...). Инспектору, составляющему протокол, кажется, что этого достаточно - скорость превышена более чем на 20 км/ч. Между тем, на самом деле это не так, потому что разница между максимальным превышением, за которое не наступает ответственность, и измеренной скоростью находится в пределах погрешности измерений, и, таким образом, доказательств того, что скорость превышена более чем на 20 км/ч, по-прежнему нет.
Все эти аспекты тоже требуется объяснить сотруднику ГАИ и использовать для своей защиты в случае составления протокола.
Таким образом, при обвинении в превышении допустимой скорости движения следует:
- Сопоставить зону действия ограничения скорости с местом предполагаемого нарушения и в случае, если это место не находится в пределах населенного пункта (в частности, не является застроенной территорией - лежит вне границ застройки, зона знака 3.29 в соответствии с ПДД закончилась, а табличка, "продлевающая" зону действия знака, установлена с нарушением требований ПДД), заявить об этом (устно, а при необходимости - в своих объяснениях к протоколу).
- Попросить производящего измерения инспектора предъявить доказательства принадлежности измеренной скорости именно данному транспортному средству, и в случае отсутствия таких доказательств (время, прошедшее после измерения, таковым не может считаться) отметить этот факт.
- Проверить документы на средство измерительной техники, при отсутствии допуска данного средства измерительной техники на территории Украины и/или отсутствующей (просроченной) поверке указать на невозможность использования результатов измерений в качестве доказательства в суде.
- Задать проводившему измерение инспектору вопрос о погрешностях измерений и в случае, если ответить (назвать значения погрешностей) он не может, заявить о невозможности использования результатов измерений вообще для какой-либо цели.
- По возможности выяснить допустимые погрешности измерений данного средства измерительной техники и в случае, когда размер влекущего ответственность превышения находится в пределах этих погрешностей, использовать этот факт при защите в суде для утверждения о том, что факт административного правонарушения не доказан.